Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

юон конст. фед

Гуманитарный словарь

ЮО́Н Конст. Фед. (1875-1958) - живописец, худож. т-ра. В 1894 Ю. поступил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1898-99 продолжил обучение в мастерской В. Серова. С нач. 1900-х гг. Ю. входил в "Союз русских художников" и "Общество свободной эстетики" при Лит.-худож. кружке, объединившем литераторов, актеров, художников вокруг ред. ж. "Весы" во главе с В. Брюсовым, сблизился с "мирискусниками". Увлечение приметами рус. старины и особого поэтич. быта в нац.-романтич. трактовке сохранится на протяжении всей долгой творч. жизни Ю. В 1906 на выставке рус. иск-ва в Париже и Берлине, организов. С. Дягилевым, 7 художников, включая Ю., получили право экспонировать свои работы на Осеннем париж. салоне без предварит. отбора. В 1908 состоялся театр. дебют Ю. - совм. с А. Бенуа, И. Билибиным и Е. Лансере он исполнил декорации по эскизам А. Головина к оп. "Борис Годунов" М. Мусоргского, открывшей Дягилевские "Русские сезоны". К этой оп. он вернулся еще раз, уже в самостоят. работе над оформлением спектакля Т-ра Елисейских полей (1913-14, Париж). До 1917 продолжалась пед. деят-ность Ю. в созданной им, совм. с И. Дудиным, худож. школе; среднего учеников - В. Мухина, А. Куприн, С. Судейкин, В. Фаворский, Г. Якулов, Р. Фальк, бр. Бурлюки. После рев-ции Ю. мн. работает как худож.-пейзажист, создает новые тематически разнообразные циклы (праздничный - "Мысли и чувства в красках", 1920, фантастический - "Новая планета, 1921, сер. "Портреты современников"), возвращается к пед. деят-ности (в 1939-40 - проф. АХ, пишет критич. статьи, в 1937 выходит первое изд. его капитального труда "О живописи". Многолетнее творч. содружество связывало Ю. с моск. Малым т-ром ("Старик" М. Горького, 1918-19; "Ревизор" Н. Гоголя, 1920-21; "Собака садовника" Ф. Лопе де Вега, 1924-25; "Отелло" У. Шекспира, 1925; "Аракчеевщина" И. Платона, 1938; "Сердце не камень", "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Без вины виноватые", "Волки и овцы" А. Островского). В 1920 К. Станиславский пригласил худож. к совм. работе над пост. "Ревизора" Н. Гоголя. Позднее в МХАТе в декорациях Ю. шел "Егор Булычов" М. Горького (1933). В др. т-рах Ю. оформил спектакли "Хованщина" Мусоргского (1940, Большой т-р, Москва), "Ревизор" Н. Гоголя (1941, Казань), "Иван Сусанин" М. Глинки (1944, Новосибирский т-р оп. и бал.), "Горя бояться - счастья не видать" Островского и "Фома Гордеев" по ром. Горького в Т-ре им. Е. Вахтангова (1953-54, 1955, Москва) и др. Ю. разработал эскизы росписи интерьеров Детского т-ра при "Уголке Дурова", Госцирка, занавеса Большого т-ра.

К. Ф. Юон. Зима. 1914

К. Ф. Юон. Зима. 1914

Полезные сервисы

юон константин фёдорович

Энциклопедический словарь

Юо́н Константин Фёдорович (1875-1958), живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи («Мартовское солнце», 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины («Утро индустриальной Москвы», 1949) отмечены свежестью восприятия натуры, красочной декоративностью. Театральный художник. Государственная премия СССР (1943).

* * *

ЮОН Константин Федорович - ЮО́Н Константин Федорович [12 (24) октября 1875, Москва - 11 апреля 1958, Москва], российский художник, представитель символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН), органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа.

Становление мастера

Родился в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К. А. Савицкий (см. САВИЦКИЙ Константин Аполлонович), А. Е. Архипов (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович) и К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). По окончании училища (1898) занимался в мастерской В. А. Серова (см. СЕРОВ Валентин Александрович) (до 1900). Был членом «Мира искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», одним из учредителей «Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ)» (в 1903) и членом АХРР (см. АХРР). Жил и работал в основном в Москве.

Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле рисунков «Сотворение мира» (1908-09) - со светилами и земной природой, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грандиозной космической катастрофы («Новая планета», 1921). Но гораздо более характерны для него натурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, порождающие устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой своими древностями или просто привлекающей типическими чертами национального ландшафта («К Троице», 1903; «Весенний солнечный день», 1910; «Мартовское солнце», 1915). Последняя картина, запечатлевшая простой уголок сельского Подмосковья в переходную пору «весны света», стала одним из самых популярных, по-своему хрестоматийных образов сельской России как таковой.

Революция и история

Присущий Юону дар поэтического обобщения нашел особенно сильный зрительский резонанс в первые постреволюционные годы. Мотивы Троице-Сергиевой лавры, которые любил писать художник, воспринимались в годы разрухи и разворачивающихся антицерковных кампаний как образы надежды на грядущее духовное возрождение страны. Такова, в частности, вторая из самых знаменитых его картин, «Купола и ласточки» (1921), внутренне весьма масштабная несмотря на свой малый размер и дающая широкий обзор Сергиева Посада от куполов Успенского собора. В 1922 издал альбом литографий «Сергиев Посад».

Его попытки впрямую отразить процесс социалистической культурной революции были неудачными: к примеру, расхваленная официозной критикой картина «Подмосковная молодежь» (первоначально - «Подмосковная комсомолия»; 1926) на деле представляет собой просто «тематизированный» групповой портрет, наспех собранный из сельских девиц, растерянно глядящих на зрителя. Гораздо более качественными неизменно оставались его пейзажи, природные и городские, - эти композиции по-прежнему выделялись на среднем выставочном уровне своим прочувствованным историзмом, порою непосредственно изображая какое-то памятное событие («Штурм Кремля в 1917 году», 1947; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949). Историко-революционная или военная тематика выразительно соседствует в этих полотнах со старинной архитектурой.

Воплотив в своей деятельности преемственность традиций высокой художественной культуры, воспринимался в свои поздние годы как заслуженный патриарх «серебряного века». Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945-47) и педагог: в 1900-18 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств (1934-35) и Московском художественном институте им. В. И.Сурикова (1952-55). Занимал должности директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948-50) и первого секретаря правления только что созданного тогда Союза художников СССР (1956-58).

Полезные сервисы

юон константин федорович

Большой энциклопедический словарь

ЮОН Константин Федорович (1875-1958) - российский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи ("Мартовское солнце", 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины ("Утро индустриальной Москвы", 1949). Театральный художник. Государственная премия СССР (1943).

Полезные сервисы